Святой источник преподобного Антония Сийского
Номер | 103 |
Наименование родника | Святой источник преподобного Антония Сийского |
Муниципальный округ | Плесецкий |
Местоположение родника | Вблизи п. Савинский |
Ближайший населенный пункт | п. Савинский, МО "Савинское" |
Расстояние до ближайшего населенного пункта, км | 0 км |
Координаты | 62,946667; 40,159444 |
Характеристика местности | Почитаемый источник расположен близ устья реки Шелекса |
Описание родника | Источник находится на месте трех родников. История святого источника Преподобного Антония Сийского началась в 1513 году, когда на Шелековском приходе, расположенном в 178,5 верстах к югу от Архангельска по обоим берегам реки Шелекса при ее впадении в реку Емцу, поселился будущий основатель Сийского монастыря, инок Антоний. Еще в 1508 г. в Спасо-Преображенскую Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехта Двинской волости. Кенская обитель находилась на левом берегу реки Кена, притока Онеги, в четырех верстах от Великого озера (Кенозера). Основатель и игумен монастыря Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство. Первоначально Антоний "трудился в поварне". В то время в Пахомиевом монастыре не было священника. Пахомий с братией "упросил Антония принять на себя сан священства". Антоний, отличаясь великой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные. Вскоре Пахомий благословил Антония на отшельничество. Затем Антоний спустился вниз по Кене, а позже по реке Онеге до Благовещенского Ямецкого монастыря, где, по преданию, написал икону Благовещения для вновь построенного храма пустыни. Вскоре, он с двумя иноками, Александром и Иоакимом, в поисках места установления обители пришел на Белое озеро. Длительное время Белым озером называлось Шестово озеро в волостке Шелекса (будущая Савинская волость Онежского уезда Архангельской губернии, ныне Плесецкого района Архангельской области). Отсюда и первая версия дальнейшего пути Антония от Благовещенского Ямецкого монастыря: по Ямецкому волоку с реки Онеги Антоний перешел на реку Емцу, спустившись по ней вниз до Белого (Шестово) озера. Здесь Антоний поставил часовню, а затем у Черного (Темного) порога построил церковь во имя святителя Николая Чудотворца и кельи «и монастырь оградил». Здесь присоединились к Антонию еще четверо иноков: Исаия, Елисей, Александр и Иона. Прошло 7 лет. Вероятно, попытки Антония с братией приобрести новые удобные земли вызвали сопротивление со стороны шелековских крестьян — они стали вытеснять Антония с иноками. Писатель, этнограф Максимов С.В. в книге "Год на Севере" (1859), передал старинное предание: когда шелековские крестьяне посадили Антония Сийского на плот с иноками и оттолкнули плот от берега, Антоний изрек: "Жить вам ни серо, ни бело; ни голо, ни богато". Со временем Никольская церковь, построенная Антонием Сийским, обветшала, и местные жители перенесли ее в XVIII веке на новое место, где и сложился Шелековский погост. А на месте церкви построили часовню. К сожалению, невозможно представить, какой она была – ни чертежа, ни рисунка не сохранилось. Но стояла эта церковь св. Николая Чудотворца без малого двести лет. В Шелековском приходе были две деревянные часовни: во имя Св. Пророка Илии и Св. Антония Сийского – на месте построенной им же церкви. Часовня во имя Преподобного Антония Сийского была построена в 1696 г. на местном кладбище, на расстоянии двух верст от приходской церкви. В Антониевской часовне проводились в течении года несколько церковных служб. Первое богослужение совершалось в Троицкую субботу – великая панихида и литии на могилах. Второе – в день Святого Духа – крестный ход из церкви в часовню, служился молебен Пресвятой Троице и Преподобному Антонию. После молебна совершался крестный ход на издавна устроенный на ключевом ручье иордан для освещения воды, в котором ежегодно купались богомольцы. По возвращении в часовню служился снова молебен Пресвятой Троице и Преподобному Антонию для купавшихся богомольцев, после которого был крестный ход в приходскую церковь. В 2011 году началось строительство и облагораживание этой территории. От бывшей иордани, где из-под огромной ели вытекают три родника, остались только венцы, поэтому под руководством настоятеля прихода п. Савинский протоиерея Николая Ласточкина была построена новая купель. Также на месте храма Николая Чудотворца был построен крест под сенью. В настоящее время здесь проходит таинство крещения, водосвятные молебны и крестные ходы. |
Выход родника и его дебит | Источник — нисходящий |
Предполагаемая дата обнаружения | 1513 г. |
Свойства родниковой воды | - |
Состав осадка | - |
Состояние родника | Действующий |
Санитарное состояние | Территория около родника благоустроена, сделан деревянный сруб, над источником поставили часовню в честь преподобного Антония Сийского |
Наличие доступа | От дороги к роднику тропинка с деревянными мостками и лесенкой |
Состояние тропы | Удовлетворительное |
Использование родника | Питьевое (согласно информации местных жителей) |
Назначение | Питьевое (согласно информации местных жителей) |
Степень известности | Известен |
Дни особого почитания | 26 июня |
Охрана родника | Местные жители и ИК № 29 |
Предложения по охране и благоустройству | - |
Замерзает ли родник? В каком месяце? | Не замерзает |
Растительность вблизи родника | Хвойный лес |
Осуществлялось ли определение качества воды? | Нет |
Результаты качества воды | - |
Документы по использованию воды | - |
Правоустанавливающие документы на землю | - |
Категория земель | Земли сельскохозяйственного назначения |
Наименование эксплуатирующей организации родника (при наличии) | Нет |